|
Короткими перебежками... и без опозданий
...
Наша беседа с актером Анатолием Лобоцким началась
в лабиринтах бесконечных коридоров и лестниц театра им. Маяковского
по дороге в его гримерную. Биография актера достаточно обычна. Родился
(в 1959 г.) и вырос в прелестном, как он выразился, городе Тамбове.
Учился хорошо, любимыми предметами были литература, история, география.
Мама работала в библиотеке, отец - литератор, профессиональный журналист.
Не удивительно, что Анатолий много читал и был, что называется,
"книжным мальчиком". В Тамбове же он получил свое первое высшее
образование - окончил местный институт культуры. Оттуда - в Москву,
где со второго захода поступил в ГИТИС, на курс А. Гончарова, к
сожалению, недавно ушедшего из жизни. И вот уже семнадцатый год
работает Анатолий Лобоцкий в одном из лучших московских театров.
Работает много, с огромной нагрузкой (четырнадцать спектаклей в
месяц) и успешно (он - заслуженный артист России). И все же наш
разговор - о его работе в кино. Ведь после показа "Зависти богов"
по телевидению Лобоцкий стал поистине "звездой" российского кинематографа.
Что думает по этому поводу сам актер?
- Да, актера у нас знают, в основном, по кино. Театры
посещаются меньше, чем кинотеатры. Еще большую популярность дает
телевидение. После телевизионного показа "Зависти богов" мой рейтинг
вырос именно как киноактера. Хорошо это или плохо, ответить пока
трудно. У меня есть ряд предложений от кинематографистов, но сниматься
в откровенной "чернухе" нет ни времени, ни желания. Так что театр
для меня - по-прежнему главное.
- Анатолий, народ снова потянулся в театры. Что вы
на это скажете?
- Зритель еще ходит в кино, но театр в последнее
время стал отбирать зрителя. Почему? Да потому, что театр дает живое
общение с актером, с материалом глубоким и разнообразным. По-новому
зазвучали Чехов, Островский, Горький и вообще классика. Выросла
новая генерация режиссеров, появилась антреприза, о которой раньше
и не думали. Во многих театрах аншлаги... А ведь был период (жуткое
время!) когда такой зал, как у нас в театре, заполнялся на треть,
и это смотрелось страшноватенько. Хотя, казалось бы, какое наше
актерское дело: придет десять человек, будем играть для десяти.
Был вроде такой закон: если в зрительном зале людей больше, чем
на сцене, надо играть. К счастью, до такого дело не доходило.
- Театр - предприятие заведомо убыточное?
- По определению! Театр не приносит денег. Правда,
есть антрепризы, где может быть и хороший материал, и хороший режиссер,
и приличные деньги. Вообще, это замечательное ощущение, когда своей
профессией зарабатываешь нормальные деньги.
А о каких доходах можно было говорить, когда многие
театры держались лишь на энтузиазме актеров, рабочих сцены, билетеров,
костюмеров, осветителей... Анатолий Лобоцкий испытал все это на
себе. Знал, что театр не принесет материального благополучия, искал
способы заработать. Как многие его коллеги, работал в рекламе (снимался
и озвучивал рекламные ролики), на радио. Но удовлетворение получал
лишь тогда, когда встречался с добротной литературной основой. А
такую основу давал только театр - храм, который его принял и которому
он оставался верен.
- Мы, актеры, подпитываемся из зала. И неважно, первые
это или последние ряды. А толчок к контакту должен дать я. Иногда
не получается и, естественно, нет ответной реакции. Со временем
я научился видеть и ощущать зал так, чтобы зритель не чувствовал
моего состояния как человека. Среди моих спектаклей одни приносят
мне большее удовлетворение, другие - меньшее. Есть даже такие, в
которых участвую через силу. Но это - часть моей профессии. Разве
волнуют те полторы тысячи человек, которые купили билеты, что я
этот спектакль не люблю, что играю в нем 15 лет и уж не знаю, на
какие "клавиши нажимать", чтобы вызвать в себе нужные эмоции? Актер
должен быть на сцене и играть. Если ему что-то мешает - пора на
пенсию. А я себя на сцене чувствую вполне комфортно.
К любой роли в театре Анатолий относится серьезно.
У него нет зависти к другим актерам, которые блестяще отработали
в том или ином спектакле.
- Есть замечательные актеры, в том числе и в нашем
театре, внушающие восхищение, восторг, но разве это зависть? Когда
я только пришел в театр, то в двух спектаклях был занят вместе с
Арменом Борисовичем Джигарханяном. Закончив свой эпизод, я просто
не уходил из кулис и каждый раз получал огромный кайф, глядя на
то, как человек работает.
- А как вам работалось в "Зависти богов" с известным
французским актером Жераром Депардье?
- Никаких особенных эмоций по этому поводу не испытывал.
Конечно, было простое человеческое любопытство: все-таки глыба.
Но съемочный день был таким тяжким, таким напряженным, что где там
подсматривать за Депардье... Нужно было просто вкалывать. И проблем
тоже не возникало: с его стороны не было никаких звездных заморочек.
Человек приехал, честно отпахал свой день, сел в самолет и улетел
пахать в другие места.
Такое уважение к работе "пахаря" может испытывать
только тот, кто и сам умеет пахать, вкалывать, для кого труд - это
норма жизни. Анатолий Лобоцкий определенно из их числа. Его обычную
трудовую жизнь составляют:
- работа в любимом театре (спектакли, репетиции, прогоны,
примерки и пр., и пр.);
- озвучивание на кино- и телестудиях; - работа на
радио; - и позднее возвращение домой, к семье, где его ждут жена
Наташа и крохотная дочь Аня, которая только-только начала ходить;
- а еще хорошо бы найти свободное время и прочитать
новую книгу;
- а как хотелось бы на два-три дня умчаться из Москвы
в глушь и на стремнине поймать щуку или на глубине взять крупного
окуня...
А сколько в его жизни проблем и вопросов, которые
приходится решать ежедневно и ежечасно!
- Жизнь сейчас такая, что приходится не ходить, а
двигаться короткими перебежками. Надо быть очень точным в обещаниях,
поступках, словах. Но я никогда и не любил опаздывать. Причем, мама
мне никогда не говорила: "Смотри, не опаздывай, сынок!". Все образовалось
само собой...
Мы сознательно оставили за рамками нашей встречи спектакли,
в которых работает артист Анатолий Лобоцкий. Плоды его труда пусть
оценит зритель.
Игорь Барышев, Леонид Флорентьев
"Театральный подъезд" № 1, 2002
Назад
в раздел Пресса
|
|