Актер Анатолий Лобоцкий: "В каждом из нас
есть и герой, и негодяй"
В "Открытом театре Юлия Малакянца" состоялась премьера
спектакля "Вольный стрелок Кречинский". Постановка Татьяны Ахрамковой
по пьесе Сухово-Кобылина. Главные роли достались Анатолию Лобоцкому
и Роману Мадянову. С актерами встретился специальный корреспондент
"Известий" Артур Соломонов
известия: В одной из сценических версий Кречинский
кончал жизнь самоубийством, и автору пьесы Сухово-Кобылину такая
интерпретация его сюжета понравилась. Учитывали ли вы, что ваш герой
не просто игрок, но в какой-то мере трагическая фигура?
Анатолий Лобоцкий: Да. Ведь Сухово-Кобылин писал драму,
а все ставят ее как комедию. Наш спектакль по жанру будет трагикомедией.
известия: Вы видели людей, подобных Кречинскому?
Лобоцкий: Видел. Но я всегда пытаюсь найти те качества,
которые нужны для моего нового героя, в самом себе. Если покопаться,
в каждом из нас есть и романтический герой, и негодяй, на котором
пробу негде ставить.
известия: Судя по вашим интервью, вы сознательно сторонитесь
пафоса. Вам говорят "театр — храм", а вы отвечаете — "работа", вам
— "служение", а вы — "качество". Утомила театральная риторика?
Лобоцкий: Это действительно риторика, а по теперешним
временам риторика никчемная. Но если какие-то люди относятся к театру
как к храму, дай Бог им здоровья. Я отношусь к нему как к работе
— тяжелой, потной, опасной.
известия: В чем опасной?
Лобоцкий: Мы тратим не только физические, но и психические
силы, которые восстанавливаются с большим трудом.
известия: Вы начинали учиться театральному искусству
в Тамбовском институте культуры...
Лобоцкий: Как ни странно, это было серьезное обучение.
У меня первая специальность — режиссер народного театра, но преподавали
у нас ученики Завадского, Эфроса, Царева. В Тамбове были подвижники,
которые давали если не школу, то очень неплохой подготовительный
класс. И без этого я бы даже не подумал поступать в ГИТИС.
известия: Вашим учителем был Андрей Гончаров. Можете
сформулировать то главное, что он вам дал?
Лобоцкий: Он дал мне профессию.
известия: Мне довелось бывать на репетициях Гончарова
— это процесс не для слабонервных.
Лобоцкий: Режиссура предполагает диктат. У Гончарова
он был очень жестким. Просто нужно было уметь фильтровать его крики,
его децибелы. А есть диктат мягкий, как у Марка Анатольевича Захарова,
который был педагогом на нашем курсе. В девяноста процентах случаев
он мягок. Но мягок так, что шаг влево или шаг вправо не сделаешь.
Думаю, я режиссером не стал, потому что я не диктатор. Мне интереснее
поспорить и в споре родить истину.
известия: Неизбежен вопрос о Жераре Депардье, с которым
вы работали в фильме "Зависть богов". Он действительно показал высокий
класс актерской игры? Если бы вы не знали, что это Депардье, что
за его плечами — слава и множество актерских удач, он произвел бы
на вас впечатление как артист?
Лобоцкий: Он показал мне класс актерской игры в других
фильмах. Почти во всех. А здесь он и задачи такой перед собой не
ставил. Он прилетел на два дня сняться в непонятном русском фильме,
не зная ни одного слова по-русски. Всех расположил к себе тем, что
был демократичен, общителен, приятен, незвезден.
известия: Говорят, вы дружны с великой английской
актрисой Ванессой Рэдгрейв...
Лобоцкий: Ну, дружен — это сильно сказано. Сейчас
я с Ванессой даже уже не переписываюсь. Если раньше мы друг другу
открытки рождественские слали, то сейчас и это заглохло. Но если
занесет меня в Лондон, обязательно ее найду.
известия: Облик героя-любовника не мешал вам играть
те роли, которые бы хотелось?
Лобоцкий: Я играю Карлика в Театре Маяковского в спектакле
"Карлик", надеваю жуткий парик, делаю страшную рожу и становлюсь
на карачки. Что там остается от героя-любовника?
известия: В одном из интервью вы сказали, что к антрепризе
относитесь с недоверием. Но сейчас вы выступаете в антрепризе. Я
понимаю, что изначально "Вольный стрелок" создавался в Театре Маяковского,
но все же выходит он "под шапкой" антрепризы.
Лобоцкий: Некоторая настороженность у меня так до
сих пор и осталась, потому что антреприза себя дискредитировала.
И я ни в одной антрепризе не занят. А это назвать антрепризой сложно,
поскольку продюсер Юлий Малакянц берет спектакль себе в убыток.
С его стороны рискованный и благородный шаг — взять в антрепризный
театр классику, будут ли смотреть которую, неизвестно.
известия: А вы как думаете?
Лобоцкий: Я думаю, что будут.
известия: На чем же основана ваша уверенность?
Лобоцкий: Думаю, пойдут на автора. Ведь остался еще
какой-то культурный слой, который не смотрит "Аншлаг".
известия: Что было самым трудным в работе над ролью
Кречинского?
Лобоцкий: Самым трудным было выпустить спектакль.
известия: Кречинский в вашем спектакле временами начинает
говорить по-польски. Вам пришлось брать учителя польского языка?
Лобоцкий: Для тех нескольких фраз, которые я произношу
по-польски, не надо нанимать репетитора. Мне помогал человек, который
знает польский язык. Тем более что у меня оба дедушки — и по маминой,
и по отцовской линии — чистокровные поляки.
Назад
в раздел Пресса
|