Анатолий ЛОБОЦКИЙ: "Азарт появляется, когда
высыпаюсь"
Мы встретились с актером перед спектаклем «Вольный
стрелок Кречинский». В этой постановке Лобоцкий играет одного из
самых колоритных авантюристов в классической драматургии — Кречинского,
которого он наградил своим обаянием и умением говорить по-польски
— Толя, знаю, что ты сейчас разрываешься между съемочными
площадками России и Украины…
— Да, снимаюсь одновременно в четырех проектах. Два
из них в Москве, два в Киеве. В Москве — «Пленники луны», шестнадцатисерийная
мелодрама с элементами юмора, как мне хотелось бы думать, и двухсерийная
мелодрама, где я играю джазового музыканта. В Киеве — по-прежнему
«Волчица» и двухсерийная история под названием «Психопатка и огонек».
Летом у меня был уникальный день, когда за сутки я работал на трех
картинах в двух странах. Может быть, кто-то успевал и больше, но
для меня это рекорд.
— При этом ты вполне свежо выглядишь…
— Как бы я ни выглядел, мозги у меня совершенно раскоординированы.
Я очень плохо соображаю, путаю названия картин и с трудом вспоминаю,
кого играю там, кого — здесь. А последние силы трачу на то, чтобы
не раздражаться из-за окружающих. Просто если сейчас я начну затрачиваться
не по делу, то меня не хватит на то, чтобы затрачиваться по делу.
— Остались вещи, кроме работы, на которые ты затрачиваешься?
— Это моя семья. И она отнимает последние силы.
— Один молодой артист недавно сказал, что к тридцати
годам он пришел к выводу, что нужно жить, не переживая. Теперь все
слезы и страдания он оставил для работы, а для жизни — только прекрасное…
— Есть и такие люди. Они «экономят» себя в житейских
ситуациях, думая, что раздают в творчестве. Это не так. Психика
тренируется ежедневно, ежеминутно, поэтому никаких пауз здесь, к
сожалению, взять нельзя.
— Твой герой Кречинский — аферист и авантюрист. А
в тебе самом есть авантюризм?
— Есть, конечно. С возрастом он сходит на нет, но
остаточные явления еще присутствуют.
— Ты азартен?
— Считаю себя азартным, но верю, что это не перейдет
в болезненное состояние — я имею в виду азартные игры. У меня были
самые разные ситуации — и выигрывал, и проигрывал. Пока могу остановиться
вне зависимости от результата. Хотя, когда все проиграл, уже ничего
не остается, как остановиться (смеется).
— А в работе азарт есть?
— В работе я уже больше ленивый, хотя бывают просветления
(улыбается), появляется и азарт.
— От чего?
— От того, что выспался (смеется). Вот так банально.
— А рефлектируешь часто?
— Я вообще самоед. Люблю покопаться в своих поступках,
взаимоотношениях с людьми.
— И что, потом уже на те же грабли не наступаешь?
— Обязательно наступаю. И дальше копаюсь (улыбается).
Это диалектика.
— Ты влюбчивый?
— Я увлекающийся — на пятнадцать минут или на две
недели (улыбается). А любовь — процесс очень сложный, тяжелый, болезненный.
Это аномалия. И это могут быть сладкие, но муки. Даже в идеальной
любви всегда масса проблем. А я в идеалы вообще не очень верю.
— Существует ли определенный женский тип, который
тебе нравится?
— Определенный типаж — я имею в виду внешность — подсознательно
существует у всех. Как, например, существуют цвета, более приятные
для глаз, так существуют и объекты, на которых глаз задерживается
чаще, чем на других. То же относится и к женщинам и особенно проявляется
с течением времени. Но этот стереотип — достаточно размытый, не
в фокусе (улыбается).
— Хорошо, а какие черты в женщинах и мужчинах тебе
симпатичны и что не приемлешь?
— Я очень традиционен, поэтому в мужчине мне нравится
мужское, а в женщине — женское. И не надо никаких углублений.
— А женщина должна быть умной?
— Просто обязана (улыбается). Особенно в наше время.
— Тебе всегда нравились умные женщины? И в молодости?
— Бывало по-разному. Как говорил Жванецкий, есть
две категории женщин: «ужас какая дура» и «прелесть какая глупенькая».
Попадались прелесть какие глупенькие.
— И как долго задерживались с тобой такие «прелести»?
— Ровно столько, сколько это было необходимо, чтобы
они перешли в категорию «ужас какие дуры».
— Как ты определяешь, что люди действительно близки
друг другу?
— Для меня близость людей проявляется в том, что
они могут, не скучая, молчать друг с другом. А я в принципе человек
неразговорчивый. И женщину тоже немногословность красит, особенно
в нашей профессии, когда приходится перемалывать литры текста (улыбается).
— Как ты относишься к опеке и вниманию любимой женщины?
— Не люблю этого. Даже чрезмерной бытовой опеки.
— Значит, ты в состоянии сам справиться с бытом?
— Вполне. А обед могу приготовить из всего, что есть
под рукой. И вообще я очень неприхотлив.
— В том числе, наверное, и в одежде. Ты всегда стильно
одет, но уже много лет не изменяешь своим любимым жилеткам…
— У меня есть и смокинг. А жилеткам не изменяю, потому
что это очень удобно. Я не люблю носить ничего в руках. Жилетки
— это карманы, вот в этой, например, у меня двенадцать карманов.
Я могу обходиться без сумки, даже когда еду в Киев, — мне хватает
этой жилетки, чтобы положить туда все необходимое на два-три дня.
— Тебе важно, как ты выглядишь? В зеркало, кроме гримировального,
смотришься часто? v
— Я еще и бреюсь (улыбается). Ну почему нет? Я обязан
следить за собой, потому что моя внешность — это моя профессия и
мой заработок. Но я не фанат сохранения молодости — SPA-салоны и
фитнес-клубы не посещаю.
— Ты очень рано начал работать…
— Да, я с двенадцати лет разгружал вагоны. На эти
деньги потом ездил отдыхать с друзьями, ловить рыбу. На втором курсе
у меня уже был ребенок. Это накладывало обязательства. Вот почему
я работал. Всегда очень ценил и ценю сейчас финансовую независимость.
В те годы у меня было несколько работ одновременно: писал лозунги
и афиши для дома культуры (я учился в художественной школе), был
дворником. А во время учебы в ГИТИСе работал плотником и вел театральный
кружок на главпочтамте. В результате в студенчестве мне удавалось
зарабатывать больше, чем в Театре имени Маяковского, куда я пришел
на сто двадцать рублей. Для меня это было… Я уже привык жить на
двести пятьдесят!
— И как ты себя ощущал?
— Мно-о-го лет (вздыхает) я ощущал себя нищим.
— Отсутствие денег не рождало в тебе комплексы как
в мужчине?
— Нет. Ну, есть деньги — хорошо, нет — плохо. А почему
это должно было рождать комплексы? Потому что я не мог повести девушку
в ресторан? Если девушка, особенно в то нищее время, стала бы взращивать
во мне комплексы по поводу моей бедности, этой девушки просто не
было бы рядом и все (улыбается). Тогда жизнь взаймы была в порядке
вещей. У меня всегда к концу месяца был список: сколько кому должен.
Первые десять лет работы в театре все именно так и происходило.
Сейчас я, тьфу-тьфу, не занимаю денег. Но это не значит, что не
буду их занимать завтра или послезавтра.
— Энное количество лет назад тебя можно было лицезреть
в одной телевизионной рекламе. После этого — ни разу.
— Сейчас я принципиально не снимаюсь в рекламе. Но
если предложат действительно хорошие деньги, снимусь. И реклама
достойная есть, но денег не предлагают. А тогда мой заработок был
нормальным, даже большим.
— Работа в театре для тебя всегда творчество?
— Если я скажу, что на третьем десятке лет службы
в театре я всегда отношусь к работе как к высокому творчеству, это
будет неправдой.
— Как поступишь, если будет совсем неинтересное с
точки зрения творчества, но очень интересное с точки зрения оплаты
предложение сняться в кино или сериале?
— Хотелось бы сказать: «Откажусь», но, поскольку не
уверен в этом, говорить не буду. Потому что бывают хорошие деньги,
а бывают очень хорошие деньги, когда отказаться невозможно. Жизнь
зажимает в такие финансовые тиски, что отказаться-то откажешься,
будешь гордым и независимым, а потом будешь, как это поприличнее
выразиться…
— Ты не раз говорил, что не тщеславен и даже не очень
честолюбив. Ничего не изменилось?
— Нет, у меня никогда не было завышенной самооценки
и очень больших амбиций. По крайней мере мне так кажется. Хотя в
молодости без честолюбивых порывов и тщеславных помыслов артист
состояться не может. Но их передозировка вредит профессии.
Марина ЗЕЛЬЦЕР
ДОСЬЕ
Анатолий Лобоцкий родился 14 января 1959 года в Тамбове.
Окончил режиссерский факультет филиала Московского института культуры
и актерский факультет ГИТИСа, курс Андрея Гончарова. Затем попал
в труппу Театра имени Маяковского, где играет по сей день. В Открытом
театре Ю. Малакянца играет в спектакле «Вольный стрелок Кречинский».
Сыграл в фильмах и сериалах: «Зависть богов», «Тихие омуты», «Наследницы»,
«Люди и тени», «На углу у Патриарших-2», «Дальнобойщики», «Другая
женщина, другой мужчина», «Сыщик без лицензии», «На углу у Патриарших-4»,
«Волчица».
газета "Новая неделя", № 47,
25 ноября - 3 декабря 2006 г.
Назад
в раздел Пресса
|