|
Работник театра
Во все времена разных актеров-мужчин женщины обожали
до безумия, не отделяя их от сыгранных ими героев. Здесь будет уместно
вспомнить Марлона Брандо и Марчелло Мастрояни, Михаила Боярского
и Игоря Костолевского, Александра Абдулова и Николая Караченцова…
Все это блистательные актеры и великолепные образчики «мужской породы».
Но на сегодняшний день конкурентов у Лобоцкого в российском кино
нет.
– Ваша роль в фильме Владимира Меньшова была для
нас, зрителей, откровением. Мы открыли для себя замечательного,
умного, тонкого, потрясающе красивого артиста… и обнаружили, что
совсем ничего о нем не знаем. Каким был ваш путь «в артисты»?
– У меня самая обыкновенная, не богатая событиями
биография. Я родился и вырос в Тамбове, отец – журналист, мама –
библиотекарь. Никогда не собирался становиться актером. Но после
школы закончил режиссерское отделение Тамбовского института культуры.
Но к концу учебы понял: хочу в актеры! Поскольку настоящую актерскую
школу можно получить только в Москве, подался в ГИТИС, который закончил
в 1985 году. У меня были замечательные педагоги – Марк Анатольевич
Захаров и Андрей Александрович Гончаров, который и пригласил меня
в театр имени Маяковского, где я служу уже двадцать лет.
– Какие моменты театральной биографии стали самыми
запоминающимися?
– За двадцать лет работы довольно сложно выбрать
один из огромного количества интересных эпизодов. Но, разумеется,
навсегда останутся в памяти самые первые шаги на профессиональной
сцене. Первая роль, которую мне дали в театре – роль Сергея в пьесе
«Леди Макбет Мценского уезда», я играл в паре с Наташей Гундаревой.
Это был настоящий шок от вступления в профессию.
– На выставке, посвященной 40-летию театра на Таганке,
был такой аттракцион – «Влезь в шкуру актера». Посетителям предлагалось
положить голову на плаху под занесенным топором – подразумевается,
что это и есть «актерская шкура». Вы согласны с такой трактовкой
актерского ремесла?
– Скорее нет, потому что, если каждый день класть
голову на плаху, то никакая нервная система не выдержит. Это романтизированное
представление о профессии, я так считаю. Но если это было на Таганке,
то удивляться не приходится – Юрий Петрович Любимов как раз и призывает
своих актеров класть голову на плаху. Но вряд ли среди подлинных
актеров найдется хотя бы один, считающий сцену эшафотом. Наша профессия
ничем не лучше и не хуже других. Это потная, грязная, нервная и
вредная работа.
– В актерской среде бытует мнение, что нормальный
человек в театр работать не пойдет. Вы тоже так считаете?
– Ну, опять-таки – что считать нормой? Если исходить
из романтизированного представления об актерской профессии, то кажется,
что это – известность, слава, деньги. Но это – у одного из тысяч.
А у большинства актеров – ни того, ни другого, ни третьего. Поэтому
правы те, кто утверждает, что для нашей работы надо иметь определенный
склад характера. Тем более что это работа не просто в коллективе,
а в содружестве актерских амбиций. Ведь когда собираются двадцать
человек на сцене – возникает творческий хаос, которым пытается руководить
режиссер, навязывающий свою творческую волю. Конечно, чтобы подчиняться
чужому велению, нужен особый склад характера – например, готовность
работать на спектакль, а не на себя. Актеры-индивидуалисты в театре
не приживаются…
– Но такое безоговорочное подчинение ставит крест
на актерской импровизации. Разве вы всегда четко и точно играете
так, как решил режиссер?
– Разумеется, я импровизирую по ходу спектакля. Однако
существует определенный «коридор», заданный режиссером, но в этом
коридоре я веду себя так, как в данный момент подсказывают предлагаемые
обстоятельства, или так, как требует партнер, например.
– А бывают ли у вас на сцене моменты «полета»?
– О да, конечно. Не знаю, можно ли это назвать полетом
– наверное, точнее было бы сказать, что я качественно выполняю свою
работу. Но я чувствую, когда играю хорошо, а когда – не очень. Зритель
этого может и не знать, но я, разумеется, знаю. Бывают и порывы,
такие, когда я знаю: вот это я сделал здорово! Но никакой особой
эйфории от этого я не испытываю, потому что это – моя профессия.
И как ни казенно это звучит, но это так – актер просто обязан всегда
выкладываться, всегда работать на износ.
– На вашем примере можно объяснять разницу между театром
и кино – насколько несправедливо в этих мирах зарабатывается популярность.
Можно десятки лет играть в театре – и о тебе будет знать только
узкий круг ценителей, но достаточно сыграть одну роль в кино – и
«наутро проснуться знаменитым»…
– Это действительно так – и, видимо, так и должно
быть. Современный театр – не такое массовое искусство, как раньше,
поэтому круг зрителей естественно ограничен. А фильм могут увидеть
миллионы зрителей.
– Значит, положенные лавры после «Зависти богов»
вам достались?
– Они бы мне достались, если бы фильм был снят лет
пятнадцать назад. В наши дни положение изменилось, и даже гораздо
более значительная картина может пройти в прокате незамеченной.
– А как вы попали на эту роль? Почему Меньшов выбрал
вас?
– Я знаю, что сценарий писался для определенного французского
актера. Он не смог, и на главную роль пригласили меня. Это получилось
случайно – меня нашли через актерское агентство. Я был не единственным
претендентом. Почему Меньшов выбрал меня – надо спросить у него.
Видимо, он увидел во мне что-то, что его устроило, и я очень этому
рад, работать с ним было не только большой честью, но и сплошным
удовольствием.
– Имеет ли что-то общее журналист Андре с актером
Анатолием Лобоцким?
– Нет. Это всего лишь роль, и отождествлять меня
с персонажем было бы ошибкой. Да, я ставлю себя на его место, он
имеет мои приметы и говорит моим голосом, но его история заканчивается
с финальными титрами, а моя – продолжается.
– Вашему герою приходится выбирать между любовью и
служебным долгом. А если бы перед вами встал такой выбор, что предпочли
бы вы?
– Кинодраматургия – это некий концентрат жизненных
обстоятельств, однако в жизни, как правило, все это происходит не
так драматично и не укладывается в два часа экранного времени. Поскольку
мы говорим в сослагательном наклонении, то я, как мне кажется, скорее
был бы верен своему профессиональному долгу и призванию. Но ведь
в конкретной ситуации все эти сегодняшние сиюминутные «кажимости»
никакой роли не играют. Поэтому я не знаю точно, что бы выбрал.
Сегодня мне хочется думать, что для меня работа – на первом месте.
А завтра, может статься, я встречу удивительную женщину, влюблюсь
в нее, брошу театр и уеду…
– Вы способны бросить театр ради любимой женщины?
– Неисповедимы пути Господни. Любовь – это странная
вещь, которая творит с людьми все, что угодно. Но на сегодняшний
день – да, я считаю, что работа для меня важнее.
– Вашей партнершей по фильму была замечательная актриса
Вера Алентова. Как вам работалось с ней? Удалось ли не влюбиться
в нее во время съемок?
– Не так просто любить партнершу, когда главный на
съемочной площадке – ее муж, режиссер! А если серьезно – мы с Верой,
в общем-то, знакомы уже лет тринадцать, мы даже играли брата и сестру.
Так что это не первая наша встреча на съемочной площадке. Кроме
того, мы – профессионалы, и мы не можем давать волю чувствам. Это
мешает работать, как ни странно…
– Ну, а образ, созданный Алентовой, соответствует
вашему собственному идеалу? Или вы, как и многие мужчины, не любите
умных и сильных дам?
– Это предрассудок. Я как раз считаю, что женщина
должна быть умной. А для того, чтобы выжить в этом мире – еще и
сильной. Но женщина без слабостей – это уже не женщина, согласитесь,
это уже «железная леди», в существование которых я не верю.
– Роль Андре вселенской славы вам не принесла. Но
призы какие-то фильм завоевал?
– Да, я получил приз за лучшую мужскую роль в этом
фильме от кинофестиваля «Виват, кино России!», который проводился
в Санкт-Петербурге. Это было три года назад.
– За этим фильмом последовали другие приглашения
в кино, другие роли?
– В последние годы телефон дома стал звонить чаще,
предлагают работу. Но я такой прямой зависимости с той ролью проводить
не стал бы. Работа в большом фильме известного режиссера дает некий
импульс другим, пусть даже не пригласить конкретного артиста, но
хотя бы посмотреть на него. А если фильм имеет еще и кассовый успех
– тем более: есть шанс, что на этого артиста «пойдут», а значит,
существует еще и коммерческая выгода совместной работы. Но эта взаимосвязь
очень зыбкая и неверная. То, что меня стали больше приглашать после
«Зависти богов» – безусловно, но то, что мне стали предлагать что-то
интересное, или относиться ко мне как-то по-иному – нет, это неверно.
– Какой своей киноработой вы гордитесь?
– А почему я этим должен гордиться? Вот слесарь выточил
какую-то деталь по размерам, которые ему дали, вложил туда душу
– и что, он должен этим гордиться?
– А вот Пушкин говорил про себя: «Ай да Пушкин, ай
да сукин сын»!
– Пушкин – гений. И говорил о себе, слава Богу, с
чувством глубокой самоиронии и частенько подшучивал над собой. А
как только я начну относиться к себе, как к гению, то – тушите свет
и закрывайте двери, в которые я входил последние двадцать лет.
– Конечно, нельзя останавливаться на достигнутом,
всегда есть, куда «расти», но испытать удовольствие от хорошо сделанной
работы… По-моему, это естественно?
– Это бывает в театре – в кино этого не бывает. В
кино это зафиксировано на целлулоиде или теперь уже – на цифре.
Когда я смотрю свою работу в кино, я понимаю, что вот здесь надо
было сделать иначе, здесь можно было сделать по-другому... Потому
что я изменился, а переиграть уже не удастся. В тот момент – да,
в тот момент я был таким, так я чувствовал, так я видел, так я слышал.
Так что удовлетворение работа может принести, а вот гордость – нет.
Вот в театре это может быть, потому что, когда я выхожу после спектакля
и знаю, что сегодня я отработал очень хорошо, и тогда я испытываю
удовлетворение.
– Вас встречают после спектакля поклонницы?
– Бывает, но без особого фанатизма. И слава Богу,
я не очень люблю общаться с поклонниками.
– Александр Филиппенко как-то сказал, что существование
поклонников оправдывает актерскую профессию вообще...
– Наверное, он по-своему прав. Однако вряд ли он имел
в виду, что это основная цель актерской работы. А то, что поклонники
должны быть – пусть, лишь бы под колеса не бросались и гвоздем на
машине ничего не писали. Я никакого удовольствия от общения с ними
не получаю, за редким исключением. Действительно, есть люди, с которыми
мне интересно и приятно поговорить. Но я бы их не назвал поклонниками,
это – театралы, которые с интересом следят за моей работой. А поклонники,
как я это понимаю, – это те, что стоят у служебного входа.
– Как вы отдыхаете?
– Я не помню, когда в последний раз отдыхал. Я не
успеваю восстанавливать силы, страдаю от хронической усталости.
Но если удается выкроить время для отдыха, то предпочитаю проводить
его на рыбалке.
– Вы бывали в Израиле на гастролях?
– Я в Израиле был раз пятнадцать – и по работе, но
и просто так. Бывало, что я прилетал на один день работать, а на
следующий день улетал, а бывало, что я прилетал в отпуск и неделю
на пляже валялся. Израиль уже не воспринимается мною, как далекое
зарубежье. Напротив – это страна близкая, почти родная, потому что
у меня очень много друзей и знакомых в Израиле. В моем старом заграничном
паспорте все страницы были заполнены израильскими визами. И мне
нравится ваша страна, очень.
– О чем вы вспоминаете в Москве, вернувшись из Израиля?
– О резкой смене зимы и лета: вот я вылетел из Шереметьево,
снял теплую куртку, шапку и шарф – и, спустя несколько часов, выхожу
в Бен-Гурионе в джинсах и легкой рубашке…
– Какие места в Израиле вам особенно полюбились?
– Пожалуй, Иерусалим, хотя у меня сложились с этим
городом странные отношения. При том, что я не религиозный человек.
Но Иерусалим производит впечатление даже не религиозным своим настроем,
а тем, что ты ходишь буквально по истории, ты оказываешься в какой-то
глубокой древности… Поэтому я стараюсь бывать в Иерусалиме не часто,
чтобы это ощущение не проходило…
– А что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?
– Ничего особенного, я – космополит. У меня нет определенного
ощущения Родины, дома, особого трепета при виде родных березок…
– И напоследок – ваше пожелание «русским» израильтянам…
– Я догадываюсь, что у многих в эмиграции жизнь совсем
не простая. Что-то мне рассказывают, что-то я вижу сам. Но вот в
Израиле я хожу по улицам и вижу огромное количество красивых, привлекательных,
раскрепощенных, улыбающихся людей. И это – несмотря на все тяготы
эмигрантской жизни. Значит, это правильно, что люди рискнули изменить
свою жизнь. И я желаю всем вам найти то, что вы отправились искать.
Назад
в раздел Пресса
|
|