«Хамоватый мужчина средних лет»
ПОМНИТЕ, у Булгакова: «Любовь выскочила перед нами,
как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила сразу
нас обоих!» Вот эту внезапно вспыхнувшую любовь Анатолий ЛОБОЦКИЙ
сыграл в фильме Владимира Меньшова «Зависть богов» так пронзительно,
на такой нежной ноте, что его запомнили сразу. Редкий дар — играть
любовь — угадал в своем ученике и Андрей Гончаров. За восемнадцать
лет работы на сцене Театра Маяковского кого только актеру не приходилось
искушать, обманывать и обожать. Недаром в «Забавах Дон Жуана» Анатолий
играет самого опасного и самого желанного искусителя в мире. В этом
спектакле его сценическое обаяние равно только обаянию великого
француза Жерара Филипа. Роднит их еще и осьмушка французской крови.
— Французы были в роду, но основные корни — польские.
Оба деда — поляки. Никакой галантности французской, никакой польской
смекалистости в торговле во мне нет. По последним психологическим
исследованиям, язык формирует мышление, а я родился не в Париже,
а в Тамбове. Так что я — обычный, даже слегка хамоватый русский
мужчина средних лет.
— В «Зависти богов» ваш герой влюбляется в женщину
с первого взгляда. А вы сами способны на такой порыв?
— В любовь с первого взгляда верю. Но мне это несвойственно.
Я увлекающийся человек, но так, чтобы увидел и понял, — нет. Очень
люблю раздумывать, копаться, анализировать свои ощущения. Этакий
мазохист-аналитик. У меня процесс идет медленно. Но по восходящей.
Могу долго-долго влюбляться в женщину. Она меня уже разлюбила, знать
не хочет, а у меня процесс все идет, идет. И, когда я на пике, удивленно
озираюсь: ой, а где же она?
— Ваша жизнь течет плавно?
— Моя жизнь плавно, но кардинально постоянно меняется.
— Не боитесь перемен?
— Как всякий ленивый и не очень легкий на подъем человек,
перемен не люблю и опасаюсь. Но, когда долго ничего не происходит,
начинаю киснуть, становлюсь вялым, меня посещают депрессии. С тайным
страхом жду этих перемен. И вот они, наконец, происходят, я начинаю
их тихо ненавидеть. Такая вот цикличность. С возрастом циклы удлиняются.
— Жизнь актерская оказалась похожей на ту, о которой
мечтали?
— Нужно начать с того, что я не мечтал об этом. Стал
актером случайно. Семнадцатилетним оболтусом поступил на режиссерское
отделение Института культуры. Двигало мною совсем не высокое желание
служить искусству, а причины более прозаические — тогда вуз освобождал
от службы в армии. За 4 года учебы кое-что понял в этой профессии,
решил, что смогу ею заниматься. Что касается актерской жизни… Ее
можно узнать, только став актером. Мне вообще непонятно это придыхание
«ах, мир актера!». Ну а мир токарей? Мир пекарей?
— Почему-то никто не грезит о мире токарей.
— Напрасно. У них тоже свой мир. В Лондоне, например,
есть закрытый клуб токарей.
— Но токарю не дано выточить какую-нибудь супердеталь
и проснуться знаменитым.
— Так вы о тщеславии? Поверьте, у меня нет удушающего
желания быть узнаваемым, популярным. Поклонницы для меня — не доказательство
признания. Я не в том возрасте, когда внешние атрибуты актерской
жизни дают какое-то удовлетворение. Удовлетворить меня может только
моя работа. Если сделал ее хорошо, у меня все нормально. Если сделал
плохо, никакие поклонницы, никакие средства массовой информации
не убедят меня в том, что я хороший артист.
— Вы часто отказываетесь от предложенных ролей? Или,
как многие актеры, суеверны?
— При чем здесь суеверие?
— Вдруг больше не предложат?
— Я как-то об этом не думаю, ну не предложат — им
же хуже. Деньги, да. Но пока, тьфу-тьфу, у меня остается театр.
Где я человек, опять же тьфу-тьфу, востребованный. Так что для самореализации,
опять же тьфу-тьфу, не вижу никакой опасности. А от кино или антрепризы,
которые предлагают, легко отказываюсь, если мне неинтересно.
— Сальвадор Дали утверждал, что художник должен быть
богатым, а у нас бытует мнение, что художник должен быть голодным.
— Не надо голодным. Очень хорошо, если художник богат,
значит, у него есть время подумать и сделать что-то приличное. А
когда сейчас делаю все практически на бегу… Очень надеюсь, что у
меня есть три месяца, чтобы выпустить спектакль. На эти три месяца
выпадаю из жизни. Никаких съемок. Буду только играть спектакли и
репетировать.
— Вы нуждаетесь в одиночестве или уединении?
— В уединении, очень хорошее слово. Хотя одиночества
я совершенно не боюсь. Комфортно себя чувствую один. Но постоянное
одиночество — это какая-то психическая аномалия.
Марина НЕВЗОРОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА
6 ноября 2002 ;
Назад
в раздел Пресса
|